В медицинской литературе есть такой жанр – описание случая (case report).
Мама этого пациента попросила меня описать как я вижу произошедшие с ее сыном перемены. Ей было важно поделиться этим с мамами детей с такими же проблемами.
Итак, мальчик С. 9 лет с нейросенсорной тугоухостью, носит кохлеарные импланты, пришли с жалобами на случаи головной боли до рвоты.
Придя второй раз на прием мама отметила, что головные боли такой интенсивности не повторялись, ребенок не жаловался на какие-либо боли в промежуток между сеансами. Однако больше всего маму порадовало и удивило, что ее сын начал есть мясо, рыбу, котлеты, суп из овощей и вообще овощи, фрукты, стал пробовать новые продукты. До сих пор в любой отпуск семья брала с собой блендер и кастрюли, а из фруктов мальчик ел только банан и яблоко.
Чтобы объяснить результаты работы с этим пациентом, надо рассказать о некоторых принципах работы остеопата. Мы работаем с движением. Вы можете подвигать руками, ногами, головой, а есть еще непроизвольные микродвижения в тканях. У них свой ритм, амплитуда, сила. С этим микродвижением и работает остеопат. Оно есть во всех тканях и органах человека, в том числе и в черепе.
Когда С. впервые пришел на прием, движения его черепа были сильно ограничены, особенно в области височных костей. Шов, соединяющий височные и затылочные кости очень интересный. В нем есть яремное отверстие. Через него проходит яремная вена, несущая венозную кровь от головы. И это основной путь дренажа венозной крови от головы. Головные боли, которые испытывал мальчик, были связаны с венозным оттоком. Часто такие боли бывают в моменты перемены погоды.
И в этом же отверстие проходят три черепно-мозговых нерва (ЧМН). Анатомы все ЧМН пронумеровали и эти три это – IX, X, XI. Каждый имеет свою зону иннервации и воздействия.
IX нерв носит еще название “языкоглоточный”. Основная его задача – проведение общей и вкусовой чувствительности от задней трети языка, миндалин, мягкого неба, зева, язычка, слизистой внутренней поверхности барабанной перепонки, барабанной полости, слуховой трубы и верхней части глотки.
Также этот нерв отвечает за работу шилоглоточной мышцы.
Функция шилоглоточной мышцы заключается в поднятии глотки и гортани при глотании и речи.
Таким образом при нарушении работы языкоглоточного нерва страдают функции глотания и жевания. Человек не понимает что жует и не может проглотить, давится или его тошнит если только это не суп-пюре.
В процессе работы увеличилась подвижность швов черепа С и наладилась функция нерва. А соответственно и тех структур, которые он иннервирует.
Если вы видите, что младенец не может синхронизировать глоток и вдох, ребенок часто давится, долго жует, а потом выплевывает прожеванную пищу, не ест твёрдую и жесткую пищу, вы постоянно должны все перетирать в пюре, чтобы накормить ребенка, есть компоненты дизартрии – есть повод показать ребенка остеопату.